Главная страница / Обучение и аттестация / Профессиональные стандарты

Профессиональные стандарты

Список документов для аттестации

Мы предоставляем возможность оплатить эту услугу через сервисы онлайн платежей.

Профессиональные стандарты

 

С 1 июля 2016 г. применение профстандартов работодателями станет обязательным в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции

(Подробнее см. Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ)

 

Принято около 700 профессиональных стандартов, более чем 800 плановых. Если изначально планировалось, что профессиональные стандарты коснутся только Государственного сектора, то сейчас решено, что они распространятся на всех работодателей.
Будут ли исключения? Как и когда будут внедрены эти проф. стандарты? Где можно будет пройти обучение?

 

Все эти вопросы мы задали экспертам, готовым прокомментировать данную ситуацию.

 

Вопрос: Как известно, в декабре 2015 г. на Государственном совете говорили о развитии общего образования в России и введение проф. стандартов — это один из моментов некой единой программы?
Ответ: Конечно же, это абсолютно обязательный элемент единой программы модернизации системы образования и он предполагает, что мы должны конкретизировать профессиональные знания и трудовые умения тех людей, которые работают, например, в системе образования.

Вопрос: Что подразумевается под термином «Профессиональный стандарт» — небольшой ликбез? По какой причине было решено разработать и внедрить этот стандарт?
Ответ: По причине конкретизации профессиональных требований к людям, которые работают, например, в образовании. Например, мы говорим о том, что ЕКТС, которые существуют сейчас, они дают очень общую характеристику тех трудовых функций, которые выполняют наши учителя или другие педагоги в системе образования. А вот Профессиональный стандарт — это характеристика трудовых функций, выполняющимися каждым конкретным педагогом: дополнительного образования, психологами, учителем-предметником или воспитателем детского сада.

 

Вопрос: То есть получается, если я, допустим закончил факультет журналистики я не могу работать токарем 6 разряда?

Ответ: Для того, чтобы работать токарем 6 разряда, нужно иметь соответствующую подготовку.

 

Вопрос: А вот у меня есть УПК, у меня есть корочка.
Ответ: Если у вас есть УПК с соответствующим присвоенным разрядом, соответственно Вы можете пройти квалификационный экзамен, и уже приступить работе, к выполнению конкретных трудовых функций. Профессиональные стандарты имеют такой раздел, как коды ОКСО (Общероссийский классификатор специальностей по образованию), в которых прописан тот уровень образования, который должен будет быть у соискателя, претендующего на ту или иную профессию или работу.

 

Вопрос: Когда и для кого профессиональные стандарты станут обязательными?
Ответ: В Российской Федерации профессиональные стандарты будут обязательными для государственных учреждений и для организации, где доля участия государства будет при 10 % с 1 июля 2016 г. Но здесь надо обратить внимание, в какой части они будут обязательными для применения. Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации работника, которая необходима для определения профессиональной деятельности. Соответственно, обязательными требованиями к применению профессиональных стандартов будет область тех профессий, которые предполагают, в соответствии с ТК РФ какие-либо льготы, либо ограничения.
Тестирование по уровню квалификации и есть соотношение с профессиональными станлартами. То есть учитель ведь тоже разный учитель. То есть стандарт — это некая планка, ниже которой нельзя опуститься.

 

Вопрос: Но ведь есть люди, которые на учителей не учились, но пошли в школу и у них получилось. Это талант, это учителя «от Бога»
Ответ: Вот такие люди будут доказывать, что они умеют делать. Профессиональный стандарт. призван гармонизировать разрыв, который существует между педагогическим университетом, школой и ВУЗом. Как уже справедливо отметили, мы готовим специалистов, измеряем компетенции, но, с другой стороны, учитель должен иметь определенные требования со стороны работодателя, и с другой сторона, профессиональный стандарт разработчиками воспринимается как документ — рекорд, документ, ориентированный на достижение. То есть это не только документ, где работодатель принимает какие-то решения, но документ, где работник видит, какого уровня он может достигнуть и какие квалификационные уровни он может пройти.

 

Вопрос: Для многих профессиональный стандарт- это такое понимание, что если журналист, то журналистом должен работать, если педагогическое образование- то педагог.
Ответ: Это ложное представление. Жизнь была бы скучна в таком случае.
История возникновения профессиональных стандартов из высказывания президента В.В. Путина по образованию национальной системы и квалификации и его последующий выход, который уже сегодня находится в разработке — это законопроект о создании национальной независимой системы оценки компетенции квалификации, то есть по каждому профессиональному стандарту создаются центры оценки компетенции квалификации. Если человек работает не по своей профессии, то он может пройти соответствующее подтверждение квалификации и выполнять функции по иной профессии.

 

Вопрос: А вот как все-таки объяснить механизм введения профессиональных стандартов в организации?
Ответ: По системе образования на сегодняшний день принято 4 стандарта. Всего их будет 12. Там определено, что педагог будет вводится с 1 января 2017 г. а руководитель организации с 1 января 2018 г. Это будет вводится постепенно, и не говорит о том, что все педагоги должны протестироваться и уже после этого будут приниматься на работу. Нет, это относится к тем, кто будет только приниматься на работу. А аттестация педагогов начнется только с 2019 года. То есть у нас будет время для того, чтобы всех остальных, кто считает, что он не соответствует требованиям (или его работодатель так считает), будет иметь возможность пройти переобучение, или доучиться, какие-то курсы пройти. Это очень постепенный процесс, растянутый во времени, предположительно в 10 лет. Потому что армия педагогов у нас очень большая- 1 300 000 в стране.
К 2020 году должны быть разработаны более 800 профессиональных стандартов по всей стране.
На сегодняшний день, по содействию президента России и Министерства труда разработано 812 профессиональный стандартом. В государственной думе на сегодняшний день находится проект закона о независимой оценке квалификации, который был внесен к конце марта- начале апреля текущего года. Соответственно сейчас мы рассчитываем, что этот законопроект в государственной думе будет принят в ближайшее время. Во всех регионах будут действовать советы по профессиональным квалификациям, на сегодняшний день уже 22 совета сформированы по соответствующим отраслям. И эти советы в свою очередь будут формировать центры оценки квалификации, которые на базе образовательных организаций либо на базе производственных предприятий будут создавать свои экзаменационные центры (согласно проекту закона). В этих центрах будут подтверждать свою квалификацию как выпускники, так и действующие работники, и будут получать соответствующий документ.
Если даже к 2020 году будут разработаны все профессиональные стандарты, то те проф. стандарты, которые утверждены сегодня, будут претерпевать значительные изменения. На сегодняшний день в Уфе создан первый центр оценки квалификации в области химии, биотехнологии. Разработанные там 8 профессиональных стандартов уже сегодня претерпевают изменения и утрачивают свою актуальность. Потому, что изменения технологий на предприятии идет сегодня с такой скоростью, что профессиональные стандарты просто должны за ними постоянно меняться. За профессиональными стандартами следуют образовательные стандарты, которым тоже необходимо будет меняться. Этот процесс будет продолжаться еще очень много лет. Мы смотрели много зарубежных практик, как это делают, допустим, в Германии,- там очень много отраслевых советов, за качество подготовки профессиональных работников, инженерно-технических работников следят отраслевые советы. Любое изменение в отрасли сразу передается в общественную организацию этой отрасли и сразу все это передается в систему образования.

 

Вопрос: Что изменится в работе кадровых служб? Раньше ссылались на ЕТКС профессий рабочих. Его отменят?
Ответ: Его не отменят. Он будет существовать параллельно до тех пор, пока он необходим. Одно другого не подменяет никаким образом.
Профессиональные стандарты должны стать основой для разработки кадровой политики предприятия, ориентиром при подборе персонала, обучении персонала. А кадровиков нужно подготовить к внедрению профессиональных стандартов, буквально «внедрить» профессиональные стандарты в специалиста управления персоналом. Следует отметить, что ЕТКС и ЕКСД (единый квалификационный справочник должностей) будут действовать параллельно до момента принятия профессиональных стандартов. С момента внедрения профессиональных стандартов упраздняется действие соответствующего нормативного акта.

 

Вопрос: Ни для кого не секрет, что кадровиков заставляют переобучаться, и стоит это от 30 000 до 35 000 р.
Ответ: Не совсем так, их не заставляют.

 

Вопрос: Но есть вероятность, что его уволят, если он не пройдет обучение.
Ответ: Профессиональный стандарт — это не что-то такое недостижимое и сверхсложное, это то, с чем мы и жили до этого. Например, по данным исследования 75 % учителей соответствуют профессиональным стандартам.
Некоторые из педагогов даже выше проф. стандартов.

 

Вопрос: Значит, они имеют право просить повышение заработной платы, раз уж они выше требований профессиональных стандартов?
Ответ: Совершенно верно, они имеют на это право. Эффективный контракт связан с профессиональными стандартами напрямую. Потому что любые достижения в области проф. стандартов. могут влиять на оплату труда. Другое дело, есть ли на это средства.
Изначально смысл внедрения профессиональных стандартов — удовлетворения потребности работодателя в квалифицированных кадрах. Чтобы образовательные организации готовили как можно больше подготовленных кадров для труда. В том числе одной из целей разработки и внедрения профессиональных стандартов является снижение издержек работодателей в адаптации выпускников образовательных учреждений.

 

Вопрос: Когда человек получает высшее образование за счет государства, но работает в другой отрасли, получается, что государство неэффективно вложила свои средства.
Ответ: И это тоже, а также работодатель несет свои издержки, переобучая его, или проводя стажировку этого человека.

 

Вопрос: А как же эта фраза, которую говорят выпускнику, когда он приходит на производство: «Забудь про все, чему тебя учили в институте»?
Ответ: Если бы мы так негативно относились к работе в других отраслях, у нас бы Чехов оставался врачом, Булгаков тоже. Сколько у нас писателей, актеров не по своей специальности работают. Не это важно. Важно, что человек работающий проверяется на квалификацию, а на имеющийся у него диплом.
Это упрощает. Не имея какого-то профильного образования, которое соответствует трудовым функциям, профессиональный стандарт является ключом, для того, чтобы взять его на работу. И это защита того же самого работника, у которого есть описание трудовых функций, и если ему накладывают несвойственные функции, он может сказать: «Извините, это не мои трудовые функции». Профессиональный стандарт — это тот документ, который регламентирует отношения работодателя и работника.

 

Вопрос: Мы живем в реальном мире, и, наверняка, Вы понимаете, что скажет руководитель, к которому подчиненный придет и скажет, что он не будет выполнять ту или иную обязанность в соответствии со своей квалификацией. Реальные предприниматели «чихали» на трудовой кодекс и на проф.стандарты.
Ответ: Разработка и внедрение профессиональных стандартов и система оценки квалификации в целом позволит нивелировать дисбаланс на рынке труда. За прошлый год выпустилось много юристов, экономистов, которые на рынке труда оказались невостребованными. На сегодняшний день 70% вакансий — это рабочие профессии. Профессиональный стандарт позволит тому же самому экономисту переобучиться на другую профессию.
Но с другой стороны, когда работодатель берет того или иного специалиста на работу, он берет «кота в мешке», не зная, что он умеет. А здесь профессиональный стандарт позволяет ему знать те трудовые функции, которые работник может выполнять
Сегодня конечно очень много вопросов вокруг профессиональных стандартов, но можно сказать, что очень много ведущих отраслей пришли к тому, что 67-70 % рабочих и ИТР работников не соответствуют требованиям профессиональных стандартов. Но это не говорит о том, что всех поголовно нужно сокращать. Кроме того, что у человека должен быть уровень образования, определенный уровень знаний, у него еще должен быть и определенный уровень компетенции. Сегодня работодателю дано право оценить эти компетенции через центры оценки квалификации, которые сейчас будут создаваться, либо своей аттестационной комиссией. Работодатель может взять на себя ответственность за то, что человек не имеет соответствующего образования и может работать, потому что он показал свои знания. Но кроме тех специальностей и должностей, где у него есть льготы.
Направления, обязательные к внедрению профессиональных стандартов – это горные инженеры, педагоги, врачи, спортсмены, бухгалтеры. Трудовой Кодекс РФ не содержит такой статьи, как сокращение персонала на основании несоответствия проф.стандартам. Массовые увольнения исключены.

 

Вопрос: А что будет, если работник не отвечает профессиональному стандарту? Могут ли его уволить? И что делать, если человек категорически отказывается проходить проверку на профпригодность?
Ответ: Во-первых, жизнь заставит его, потому что возникнет конкурентная среда.
Преподаватели проходят тестирование, и сами выявляют те области, в которых им нужно повысить квалификацию, в которых они не дотягивают до уровня. По закону каждый педагог раз в 3 года должен пройти 108 повышения квалификации. Но он это делает сегодня накопительно. То есть он может 2 часа посвятить какой-то функции, 2 часа чему-то другому. И на основании этого он уже сам себе выстраивает программу, чтобы в течение трех лет прийти в соответствие с профессиональным стандартом.
При таком тестировании на промышленных предприятиях для выяснения, какой компетенции не хватает работнику, выстраивается некая траектория последующего его обучения. То есть сегодня мы не говорим о том, что всех нужно переобучать. Надо оценить какой компетенции не хватает и готовить их по тем компетенциям, которые они сами увидят, либо работодатели что им не хватает. Это не так много времени займет, тем более по закону об образовании приемлема самоподготовка.

 

Вопрос: Кто будет еще обучать людей?
Ответ: Любые образовательные учреждения должны знать, кого они готовят. Они должны готовить в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, будь то программа высшего образования, или дополнительного профессионального образования, или курсовая подготовка по любой компетенции. В первую очередь за основу нужно брать требования профессиональных стандартов любой отрасли.
В принципе здесь проблем серьезных нет. Мы уже выстраиваем работу следующим образом: если пришел человек на работу, не владея достаточной компетенцией (не важно какое образование у него имеется), работодатель организует процесс индивидуальной подготовки, составляет индивидуальный план развитий и «дотягивает» его до необходимой компетентности. Потому что мы работаем в промышленности, и нам важно, чтобы человек выполнял соответствующую функцию. Та же самая работа по большому счету у нас и будет продолжаться. А плюс внедрения профессиональных стандартов для нас, что будет назначен вектор на приближение требований работодателя по выполнению трудовых действий к выпускнику, который только закончил образовательную организацию.
Если человек не соответствует профессиональному стандарту, он не будет уволен.
От этого новшества мы ожидаем большей структуризации. Профессиональные стандарты, в силу своей специфики, позволяют в большей степени структурировать должности, скорректировать должностные инструкции. Они вписывают конкретное предприятие в общегосударственную систему компетенций квалификаций.

 

Вопрос: Если человек прошел проверку на профпригодность, обучился, но затем уволился по каким-то причинам, будут ли у него документы на руках (сертификат на пример), и будут ли они действительны для всех работодателей?
Ответ: Этот документ будет закреплен за человеком на протяжении всей жизни. Но срок действия его будет ограничен. Какие-то документы будут выдаваться на 3 года, некоторые на 5 лет в зависимости от требований к профессии. Может даже будут профессии, которые будут всего год действительны, потому что сейчас быстро меняются технологии, и быстро меняются требования к безопасным условиям труда.
Да и сами проф.стандарты могут меняться, в 2013 году был разработан порядок принятия, утверждения и применения профессиональных стандартов — это постановление правительства РФ. Согласно этому порядку, при необходимости, при изменений требований к профессиональным стандартам, они могут меняться в течение всего срока их применения.
Притом сложности внедрения профессиональных стандартов в социальной сфере (к которой относится и образование), гораздо больше, чем, допустим, в производственной. Потому, что индикаторы измерений совершенно другие. Там, где техническую специальность можно более точно измерить, как измерить талант или профессионализм учителя? Тем более результату деятельности учителя будут видны только в отдаленной перспективе. Поэтому внедрение профессиональных стандартов требует большой осторожности и гуманности.
Не стоит бояться введения этого нового закона — это сделано для того, чтобы завтра нам было всем комфортно работать, чтобы на работу приходили кадры, которые знают, куда они идут и чтобы они знали специфику своей работы. Квалифицированные кадры — это развитие нашей экономики и страны. Очень хотелось бы, чтобы на сегодняшний момент все работники вспомнили, на кого они учились, соответствует ли это той области, в которой они работают, и задумаются, может стоить пройти переподготовку, или повышение квалификации в той направленности, в котором они закончили ВУЗ.
Любая стандартизация влияет на каждого человека, повышает ответственность. Если раньше студент мог пойти в университет, получая специальность по одной профессии и спокойно говорить, что он по этой профессии работать не будет, то сегодня этот момент существенно его будет ограничивать. Следовательно, если вы принимаете решение относительно своей профессиональной карьеры, надо будет нести за это решение ответственность.
Мы живем в меняющемся мире и есть данные статистики, что к 38 годам в среднем человек меняет 5 мест работы и 5 видов специальности (за небольшим исключением). Тем не менее, провозглашенный девиз «Образование через всю жизнь» будет реализован в 21 веке. И профессиональные стандарты дадут усиление конкурентности, будут работать на человеческий капитал и профессионализм. В конце концов и страна должна дать рывок в своем экономическом развитии. У профессиональных стандартов большое будущее.

 

В учебном центре МинМакс Вы можете пройти профессиональную переподготовку.
Цена: от 30 000 руб.
Форма обучения: дистанционная (с применением портала дистанционного обучения)

Образцы выдаваемых документов:

После обучения вы получите:

 
— Диплом об профессиональной переподготовке
* — время рассчитывается по заявке

** — стоимость рассчитывается по заявке


Учебный центр «МинМакс» осуществляет дистанционное обучение, аттестацию и курсы повышения квалификации на всей территории РФ, в том числе в городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Саратов. Амурск, Ангарск, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Бийск, Брянск, Воронеж, Великий Новгород, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Волгодонск, Вологда, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Кемерово, Киров, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курск, Липецк, Магадан, Магнитогорск, Мурманск, Муром, Набережные Челны, Нальчик, Новокузнецк, Нарьян-Мар, Новороссийск, Новосибирск, Нефтекамск, Нефтеюганск, Новочеркасск, Нижнекамск, Норильск, Нижний Новгород, Обнинск, Омск, Орёл, Оренбург, Оха, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Псков, Ржев, Ростов, Рязань, Самара, Саранск, Смоленск, Сочи, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тобольск, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Ханты-Мансийск, Чебоксары, Челябинск, Череповец, Элиста, Ярославль и другие города.

Вакансии

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПО РАБОЧИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Требования:
1. образование высшее профильное

2. опыт проведения занятий по строительным специальностям

3. опыт разработки учебных программ повышения квалификации.

Условия работы и заработная плата по результатам собеседования

Резюме направлять на почту info@minmaks.ru

Кандидаты без резюме не рассматриваются.

Помощь в трудоустройстве

Комплект обучения для ИТР персонала

Благодарности